ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА
 Министерства труда и социального развития Российской Федерации

Деятельность инспекции регламентирована следующими статьями Трудового кодекса РФ

 

Статья 354. Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации.

Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководители государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

 

Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи органов федеральной инспекции труда

Деятельность органов федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:

·                 обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

·                 обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

·                 обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

·                 доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

 

Статья 356. Основные полномочия органов федеральной инспекции труда

В соответствии с возложенными на них задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

·                 осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

·                 анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

·                 осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

·                 направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

·                 реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

·                 проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлении от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

·                 осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

·                 обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;

·                 анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;

·                 дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;

·                 участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

·                 принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

·                 запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

·                 ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

·                 осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

·                 информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

·                 готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

 

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

·                 беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

·                 запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

·                 изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

·                 расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

·                 предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

·                 приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

·                 направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

·                 отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

·                 запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

·                 выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

·                 выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

·                 привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

·                 выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

 

Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц органов федеральной инспекции труда.

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

 

Статья 359. Независимость государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

 

Статья 360. Порядок инспектирования организаций

Порядок проведения проверок должностными лицами и органами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют любые организации на всей территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

Организации Вооруженных Сил Российской Федерации, органы пограничной службы, органы безопасности, органы внутренних дел, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и другие подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает:

·                 доступ только для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;

·                 проведение проверок в назначенное время;

·                 ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.

Особый порядок проведения инспекционных проверок устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

 

Статья 361. Обжалование решений государственных инспекторов
труда

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке.

 

Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами.

 

Статья 363. Ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда

Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

 

Статья 364. Ответственность государственных инспекторов труда

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

 

Статья 365. Взаимодействие органов федеральной инспекции труда с другими органами и организациями

Органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями. Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля, осуществляемой профессиональными союзами (их объединениями), по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

 

 

Федеральная инспекция труда

Министерства труда и социального развития Российской Федерации

 

Положение

о федеральной инспекции труда

(Утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. 78)

 

1. Федеральная инспекция труда - единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

2. Федеральная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

4. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями.

5. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица федеральной инспекции труда.

Деятельностью федеральной инспекции труда руководит заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации является заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации.

Заместители руководителя указанного Департамента являются главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации и главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда.

Начальники отделов указанного Департамента и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда.

Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории, а их заместители - заместителями главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым вопросам и по охране труда).

Начальники отделов государственных инспекций труда и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда соответствующих государственных инспекций труда.

6. Государственные инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие основные функции:

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на соответствующей территории;

2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;

3) рассматривают в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях;

4) информируют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

5) участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

6) обобщают опыт применения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

7) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав;

8) готовят отчеты о результатах деятельности инспекции.

7. Положение о государственной инспекции труда утверждается Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

 

Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации утверждено приказом Минтруда РФ от 29 февраля 2000 г. 65

 

8. Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации наряду с функциями, указанными в пункте 6 настоящего Положения, выполняет следующие функции:

1) руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда;

2) обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение;

3) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и подготавливает предложения по их профилактике;

5) готовит и публикует ежегодные доклады о деятельности федеральной инспекции труда.

9. Государственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;

5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

10. Государственные инспекторы по охране труда наряду с правами, указанными в пункте 9 настоящего Положения, имеют право:

1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;

4) запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;

5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);

6) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

11. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации и руководители государственных инспекций труда наряду с правами, указанными в пунктах 9 и 10 настоящего Положения, имеют право:

1) приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

2) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

12. Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда:

при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов и руководствуются только федеральными законами и Конституцией Российской Федерации;

несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за противоправные действия или бездействие. Решения должностных лиц могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке.

13. Государственные инспекторы труда имеют удостоверения единого образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.

 


 

Приложение

к приказу Минтруда РФ

от 29 февраля 2000 г. 65

 

Положение

о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации

 

 

1. Общие положения

2. Основные задачи и функции государственной инспекции труда

3. Права и обязанности должностных лиц государственной инспекции труда

4. Организация деятельности государственной инспекции труда

 

1. Общие положения

1.1. Государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации (далее - государственная инспекция труда), являющаяся территориальным органом Министерства труда и социального развития Российской Федерации по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, образована в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.99 г. N 1035 "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" на базе государственной инспекции труда по субъекту Российской Федерации, подведомственной Рострудинспекции.

1.2. Государственная инспекция труда входит в состав федеральной инспекции труда - единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

1.3. Государственная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Минтруде России, Положением о федеральной инспекции труда и настоящим Положением.

1.4. Государственная инспекция труда по вопросам, отнесенным к ее компетенции, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, федеральными надзорами, органами налоговой полиции и инспекции, государственной экспертизы условий труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, другими органами выполняющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей, другими государственными и общественными организациями.

1.5. Государственная инспекция труда является юридическим лицом, имеет счета в банках и других кредитных учреждениях и органах федерального казначейства, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки по образцам, утвержденным Минтрудом России.

1.6. Финансирование расходов на содержание государственной инспекции труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруду России по разделу "Государственное управление и местное самоуправление", в пределах утвержденной Минтрудом России сметы расходов на содержание государственной инспекции труда.

1.7. Имущество государственной инспекции труда является федеральной государственной собственностью и закрепляется за ней на праве оперативного управления.

 

2. Основные задачи и функции государственной инспекции труда

2.1. Основной задачей государственной инспекции труда является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

2.2. Государственная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие основные функции:

1) осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на других территориях и местностях, определенных соответствующими решениями главного государственного инспектора труда Российской Федерации в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъекта Российской Федерации (железнодорожный, воздушный и водный транспорт, спецстроительство и т.д.);

2) расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализирует их причины и разрабатывает предложения по предупреждению таких случаев;

3) рассматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях;

4) информирует соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

5) участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

6) обобщает и анализирует опыт применения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

7) ведет прием граждан (в том числе на территории организаций), рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав;

8) готовит и представляет в установленном порядке в Минтруд России отчеты о результатах деятельности инспекции, доклады и обзоры о соблюдении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.

 

 

 

3. Права и обязанности должностных лиц государственной

инспекции труда

3.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица государственной инспекции труда:

руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации;

заместитель руководителя государственной инспекции труда - заместитель главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по правовым вопросам);

заместитель руководителя государственной инспекции труда - заместитель главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по охране труда);

начальники отделов и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), являющиеся главными государственными инспекторами труда по соответствующим направлениям (отраслям, группам отраслей) государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

главные государственные инспекторы труда и государственные инспекторы труда (по правовым вопросам и по охране труда).

3.2. Указанные в пункте 3.1 настоящего Положения должностные лица имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;

5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

3.3. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, наряду с правами, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, имеют право:

1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;

4) запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;

5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);

6) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

3.4. Руководитель государственной инспекции труда наряду с правами, указанными в пунктах 3.2 и 3.3 настоящего Положения, имеет право:

1) приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

2) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

3.5. Должностные лица государственной инспекции труда, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда:

при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов и руководствуются только Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

обязаны сохранять государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателям (их представителям) и другим должностным лицам организаций сведений о гражданах, обратившихся к ним с заявлением, жалобой или иным обращением, если авторы обращений требуют этого;

несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за противоправные действия или бездействие.

Решения указанных должностных лиц могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке.

 

4. Организация деятельности государственной инспекции труда

4.1. Государственную инспекцию труда возглавляет руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации.

4.2. Руководитель государственной инспекции труда:

осуществляет руководство государственной инспекцией труда на основе единоначалия и несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на нее задач и функций, надлежащую реализацию предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей, в том числе в части достоверности отчетной информации, соблюдения норм о финансово-хозяйственной деятельности;

обеспечивает надлежащее исполнение приказов, распоряжений и указаний Минтруда России, руководства федеральной инспекции труда;

издает приказы и дает указания в пределах своих полномочий, организует проверку их исполнения;

является распорядителем финансовых средств, выделяемых на содержание государственной инспекции труда, в установленном порядке представляет на утверждение проекты смет расходов и обеспечивает их соблюдение;

утверждает штатное расписание в пределах установленных Минтрудом России структуры, численности и сметы расходов государственной инспекции труда;

назначает на должность и освобождает от должности работников государственной инспекции труда (кроме заместителей руководителя государственной инспекции труда), организует повышение их профессиональной квалификации, принимает меры по соблюдению ими законности, служебной и исполнительской дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, решает вопросы их поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности, а также другие вопросы, связанные с прохождением ими государственной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе;

утверждает положения о структурных подразделениях государственной инспекции труда, должностные обязанности работников и другие локальные нормативные акты;

представляет без специальной доверенности права и законные интересы государственной инспекции труда в органах государственной власти органах местного самоуправления, общественных объединениях, других организациях;

обеспечивает соблюдение норм делопроизводства, сохранность документов и их передачу на хранение в территориальный орган Росархива в установленном порядке;

в пределах своих полномочий организует выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне;

выполняет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями вышестоящих органов.

4.3. Руководитель государственной инспекции труда имеет заместителей: заместителя главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по правовым вопросам), заместителя главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по охране труда), главного бухгалтера (при установленной численности работников государственной инспекции труда более 50 человек).

4.4. Руководитель государственной инспекции труда и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Минтрудом России в установленном порядке (в отношении руководителя - по согласованию с администрацией соответствующего субъекта Российской Федерации и полномочным представителем Президента Российской Федерации в данном регионе).

4.5. На должность руководителя государственной инспекции труда назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет.

На должности заместителя руководителя государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) и главных государственных инспекторов труда (по правовым вопросам) - назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; на должности государственных инспекторов труда (по правовым вопросам) - лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет.

На должности заместителя руководителя государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда (по охране труда) и главных государственных инспекторов труда (по охране труда) назначаются лица, имеющие высшее образование и стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; государственных инспекторов труда (по охране труда) - лица, имеющие высшее образование и стаж работы по специальности не менее трех лет.

4.6. Должностные лица, имеющие право осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, имеют удостоверения единого образца, установленного Минтрудом России, и подписанные заместителем Министра - главным государственным инспектором труда Российской Федерации, а также личную печать с указанием полного наименования должности, включая наименование государственной инспекции труда, фамилии и инициалов.

Другие работники государственной инспекции труда имеют удостоверения по образцу, утвержденному руководителем государственной инспекции труда, и подписанные им.

4.7. Государственная инспекция труда осуществляет государственную бухгалтерскую, статистическую и иную (в том числе ведомственную) отчетность, утвержденную в установленном порядке.

 

 

Реклама [X]